Почему мы покупаем японскую технику, а не японцы - нашу. Монодзукури. Часть ПЕРВАЯ.

Мы, компания Тойота Тсусё Техника, продаем технику Sumitomo, Toyota, Furukawa и Nakayama. Всё это - японские компании. Техника одна из лучших в мире, ничего не попишешь, и нам тут нечего стыдиться.
Однако не задумываться - почему мы продаем японскую технику, а не они - нашу в Японии, не можем. Почему за какие-то 50 лет японцы завалили мир своим высокотехнологичным товаром: электроникой, продукцией тяжелого машиностроения, легкой промышленности?…


Да, в Японию после оккупации её американцами, хлынули американские деньги и технологии - верно. Сначала это произошло с Западной Европой (план Маршалла) и, в частности, с Западной Германией.
Однако не только большие деньги послужили причиной того, что японские высокотехнологичные товары стали побеждать на мировом рынке западноевропейские. Ещё в XIX веке Япония не представляла из себя ничего особенного - так, островная замкнутая страна, с плохо понимаемыми западноевропейским и русским умами особенностями, воспринимаемыми как конкретные тараканы в японских головах.

И уже в 1905 году Япония выигрывает войну у Российской Империи, потом на равных бьется с экономическим гигантом США, разгромно проигрывает СССР и США, а затем буквально через 30 лет просто убирает всех с рынков, скупая на корню уже американские предприятия…

Одна из основных причин японского технического рывка, помимо американских финансовых вложений, являются особенности японской нации, японского менталитета, который сильно отличается от, также восточных, китайского и корейского. В этом менталитете сами японцы выделяют некоторую комплексную характеристику, называемую ими «Монодзукури». Многие японцы верят, что именно Монодзукури вывел Японию на доминирующее положение на мировом рынке и он же (оно, они?) поможет выйти из нынешнего застоя.

Национальный конструкт, то есть организм - он всегда очень сложен. Под словом «национальный» в данном случае имеется в виду смысл «нация», то есть конструкт, состоящий из множества национальностей.
Можно ли сказать, что основное в человеке - это сердце, легкие, мозг? Сердце всего лишь разгоняет кровь, легкие насыщают её кислородом, мозг осуществляет высшую нервную деятельность, то есть распределяет сигналы… Вот так и Монодзукури - термин многограный, многосистемный и слабоанализируемый, ибо сложные интегральные системы всегда скорее вероятностны, чем строго определены.
Но мы попробуем его описать в терминах и явлениях, как определенных логически , так и интуитивно понятных нам, цивилизационно русским.

Если понимать Монодзукури как стремление делать качественный продукт и внутренне обязывающую тенденцию у всех сотрудников неустанно этот продукт совершенствовать, то можно сказать, что и у немцев, и у японцев есть своё Монодзукури. Они стоят, разумеется, на разных фундаментах, но и те, и другие выпускают продукт, не сравнимый по качеству ни с каким другим.
Немецкое Монодзукури стоит на немецком орднунге, воспринимаемом немецкой нацией перманентно - порядок должен быть во всём - от сортира до болтиков в машине, и этот порядок границ не имеет. Немецкий порядок идет от немецкого рационализма, от разума.

Русское Монодзукури было возможно, уже работало, тоже несколько на других основах, но после революций 1917 года было зарублено на корню.

С японским Монодзукури мы будем разбираться ниже, попутно проводя параллели с Россией-СССР-Россией.

  

 

Зарождение духа Монодзукури

Условия для появления духа Монодзукури начали формироваться в Японии где-то в интервале XI-XII веков, когда под ударами стихии, неурожаев и эпидемий прежняя форма власти в Японии, основанная на жесткой юридической системе Рицурё сильно ослабла. "Система базировалась на доминировании государственной собственности над частной, благодаря чему обеспечивался тотальный контроль государственных чиновников над землями и населением". Ну практически СССР с некоторыми отличиями. И, как и СССР, эта система рухнула ( ибо резьбу посрывало на «гайках» и «болтах»). 

 

На первом этапе дух Монодзукури – индивидуальное стремление

к самосовершенствованию.

 

Ну представим себе, что четкая иерархическая структура власти, а с нею и строго определенные законы, и система распределения благ - вот всё это ослабло и стало рушиться из-за длинной цепи несчастий, на которые власть никак повлиять не могла (заметим, причина - совсем не человеческий фактор!). Обеднела аристократия, появился слой профессиональных воинов, обнищавшее население нуждалось в каких то новых компенсирующих идеях.

Старое не выдержало, дало слабину и, так как свято место пусто не бывает, стало появляться новое: новый буддизм, новые (рыночные) экономические отношения, другие взгляды на саму власть.
Новый буддизм добавил себе два принципиальных пункта:

 

1. Часть ранее государственных промыслов стала частными - власти вынуждены были пойти на частичную приватизацию. Соответственно возникла потребность подстройки под это новшество буддистских верований. В них добавились, помимо идей служения, элементы индивидуализма, направленного на самореализацию.

Первая формула – идея самореализации.

 

2. Частные предприятия, возникшие после частичной приватизации, стали распространять передовые технологии, ранее замкнутые только в госсекторе. Ну то есть появились местные рынки и рыночки, а точнее - Рынок. Соответственно возникли: конкуренция, потребность в улучшении качества услуг и продукции, в скорости подстройки под заказы местного клиента, а через это всё - стремление к самосовершенствованию.
Казалось бы, островная Япония - мелкое государство, и этот период должен быть коротким и, насытившись, завершиться снова тупиком развития. Однако этого не случилось по причине появления купеческого слоя, который не дал появиться очередной автаркии.

Соединились преимущества относительно небольшой, замкнутой системы с преимуществами открытого пространства, где возникала динамика. Было бы как в СССР (огромное открытое пространство), не возникло бы стимула что-либо улучшать. Зачем, когда всё и так купят? Или как на каком-нибудь острове Титикака - зачем что-то менять, когда бананасы сами в рот падают?

Победи какая-либо одна сторона, и не случилось бы нынешней высокотехнологичной Японии.
Мощное стремление к самореализации в Японии того времени трансформировалось в несколько направлений - оружие (в частности, изготовление фитильных замкОв к ружьям «Танегасима» (замОк скопирован у португальцев), а также к тому, что сейчас называется традиционными японскими искусствами - боевые, чайная церемония, икебана и пр. Система всё-таки была достаточно мала и замкнута, чтобы там появился широкий спектр новых задач.

Вторая формула – тонкий сплав малой формы с динамикой отношений (в данном случае производственных и торговых).

 

 
Появление среды, подходящей для развития

духа «Монодзукури»

 

Ограничением для развития появившегося духа Монодзукури стала крупномасштабная собственность на землю, система коллективной ответственности и традиции производства, основанные на большом семейном подряде. Почему? Из-за отсутствия внятной обратной связи. В крупных коллективах, где присутствует четкое разделение труда и понижена личная ответственность сотрудников, трудно определить преимущества приверженности Монодзукури перед рутинным отношением к работе. Для развития Монодзукури больше подходила семейная система мелкого производства, время которой наступило в период Эдо (1603-1868). Именно тогда сформировался институт патриархальной японской семьи IE (Japanese family system).

Заметим, что корпорация Sumitomo ведёт своё начало с тех времен, выросши из семейного клана Sumitomo.
Основой для формирования такого уклада и развития в нем Монодзукури стало сельское хозяйство и ремесленничество с торговлей - как полный цикл занятий особой ячейки японского общества - малой семьи.

Выращивание большого спектра сельскохозяйственных культур и кустарная / коммерческая деятельность в качестве подработки в зимний период требовали постоянного совершенствования и корректировок между рабочими процессами и рабочим временем. Члены семьи имели одинаковую мотивацию, концентрацию, знания и автономию.

Таким образом, малые семьи были лучшей единицей для рыночной экономики и экономики обмена, и могли нести бОльшую ответственность за результат и конечное выполнение своей работы.

Такая разновидность японской семьи, напоминающая американское фермерство, но занимающаяся гораздо более многогранной деятельностью в зависимости от времени и сезона, погоды и климата, в зависимости от степени сбыта своей продукции, называлась Хякушо (百姓).

Третья формула – многозадачность, комплекс технологий в небольшой социальной ячейке, целостность.

 

Наиболее комплексной задачей в период Эдо была хлопчатобумажная отрасль - текстильное дело, включавшее в себя множество технологий: выращивание хлопка и индигоноски (растение, из которого получали краску) фермерами, ручное прядение прялкой, окрашивание индиго в красильных мастерских, дизайн тканей, ткачество, крой и пошив японской одежды в домашних условиях.
В период Эдо, вероятнее всего, и произошла «революция трудолюбия», когда идея совершенствования труда из чистой необходимости переросла в самодостаточную внутреннюю потребность.

 

    

 

Параллельно процессам комплексности и целостности производства внутри малых семейных предприятий шло формирование своих моральных норм, где основными стали: трудолюбие, экономия, бережливость, честность, добросовестность и, в сочетании с конфуцианством, набожность. Если семья владеет всем комплексом производства, полностью отвечает за него, его эффективность (не каждый за свою отдельную функцию, а все за всё!), делит прибыль или убытки на всех, то пропадает смысл обманывать друг друга; наоборот - возникает стремление максимально участвовать в создании «продукта».

Эта мораль в конце периода Эдо распространилась на все слои японского общества - от богатых и аристократичных до самых беднейших. Почему? Да потому что она оказалась успешной.

    
Продолжение следует.

Просмотров: 675
PDF каталоги
FAQ
Заказать звонок