Живем мы, конечно, в эпоху перепроизводства, и желание выбрать лучшее из возможного стало неотъемлемой частью нашего поведения, касается ли это покупки зажигалки, чайника, телевизора или гусеничного экскаватора. Для их сравнения мы используем различные информационные сервисы, но чем сложнее сравниваемый предмет, тем сложнее понять что лучше. Суммарный показатель, определяющий это «лучше», зависит от множества разнообразных факторов - технических, условий среды, а также человеческого фактора.
Применительно к нашему случаю очень сложно провести объективный и наглядный тест, способный однозначно показать какие экскаваторы лучше. Тут играют роль погодные условия, профессионализм и темперамент оператора, качество расходников, временной фактор, уровень безопасности, экологичности и множество других моментов, которые крайне сложно формализовать.
Поэтому когда представилась возможность «живьем» сравнить работу двух экскаваторов приблизительно одного и того же класса - Caterpillar 329DL и нашего Sumitomo SH330LC - мы не смогли от этого отказаться.
Почему именно CAT 329DL? Потому что именно он оказался под руками, потому что японской сборки, потому что экскаваторы Caterpillar - лидеры рынка по продажам, потому что быстр и реально неплох. Да и по рабочему состоянию он был в полном порядке.
Конечно, абсолютно честного сравнения у нас не вышло, однако мы постарались поставить машины в максимально близкие условия при выполнении одних и тех же операций.
И вот что у нас получилось.
Гусеничный гидравлический экскаватор Sumitomo SH330LC-5 |
Гусеничный гидравлический экскаватор Caterpillar 329DL |
||
Масса (тонн) | 34 | 30 | |
Двигатель | ISUZU AH-6HK1XYSS | CatC7 с технологией ACERT | |
Мощность (кВт) | 202 | 150.6 | |
Скорость поворота платформы (об/мин) |
9.8 | 10.2 | |
Объем ковша (куб. м.) | 1,6 | 1,65 | |
Год производства | 2017 | 2012 | |
Место сборки | Япония | Япония | |
Наработка (м.ч.) | 198 | 8897 |
Как видим, «честного» сравнения уже не выходит, так как отличается объем и класс (и соответственно масса) ковшей, длина рукоятей, мощность двигателей и возраст машин. Добавим сюда разных операторов и получим относительно полную картину происходившего. Справедливости ради мы даже попросили операторов поменяться машинами.
Экскаваторам предстояло соревноваться в двух операциях, наиболее характерных для карьера, в котором они работают:
1. Копании
2. Загрузке самосвала
Далее читатель может оценить всё самостоятельно.
КОПАНИЕ
На первый взгляд CAT329DL несколько быстрее, чем SH330LC в поворотах, что не удивительно, поскольку это вытекает из технических характеристик машин.
Однако операторы меняются местами...
И вот уже SH330LC существенно опережает CAT329DL в заборе грунта, тем самым догоняя и даже обгоняя его по времени полной операции. А в целом - ощущение, что машины идут на равных, нога в ногу - если и есть какие-то отличия, то они не значительны.
ЗАГРУЗКА САМОСВАЛА
Один на всех самосвал Белаз.
Выкладываем барьер.
К барьеру, уважаемый SH330LC!
Результат -
3 минуты 40 секунд. Отлично!
К барьеру, уважаемый CAT329DL!
Результат -
4 минуты. Также очень хорошо!
Управлял обеими машинами один и тот же оператор, так что результаты вполне сравнимы.
Хотя ковш у CAT329DL несколько побольше, тем не менее операция погрузки у SH330LC получилась несколько быстрее. Ничего радикального, быстрее на немного.
ВЫВОД
Обе машины по своим функциональным возможностям примерно равны. Sumitomo SH330LC немного опережает Caterpillar 329DL по скорости погрузки, а также эффективнее реагирует на более тяжелый забор грунта. В то же время Caterpillar 329DL ожидаемо несколько быстрее в поворотах платформы.
В этом плане машины - достойные конкуренты друг другу.
Существенное влияние на производительность оказывает стиль работы оператора машины.
P.S. Размышления о топливной эффективности
Измерить показатели экономичности нам не представилась возможность, поэтому попробуем об этом порассуждать на основании официальных данных фирм-производителей.
Данных по расходу топлива для экскаватора CAT 329DL в интернете не нашлось (можно подумать, что это главная коммерческая тайна, которую хранят производители )) ), поэтому за сравнение взята следующая модель - CAT 330D, данные на которую имеются.
У CAT 330D двигатель C9 ALERT по мощности (200 кВт) примерно равен двигателю Sumitomo SH330LC - ISUZU AH-6HK1XYSS (202 кВт).
Расход топлива у CAT 330D:
Низкий – 20,5-24,5 л/час*
Средний – 35,0-39,0 л/час
Высокий – 45,0-49,0 л/час
(*Легкий режим работы: непостоянная работа с простоями на холостых оборотах, эффективность менее 65%. Земляные работы с легким не скальным грунтом.
Средний режим работы: 65-80% из работы эскаватор - это рытье траншей и погрузка материала. Земляные работы с нелегким скальным грунтом с низким классом.
Тяжелый режим работы: прямые раскопки и погрузка материала более 80% в час.)
Расход топлива у SH330LC:
Режим | 65% | 100% |
SP | 22,5 | 34.6 |
H | 21 | 30.9 |
A | 18,4 | 28.3 |
Как видим, у Sumitomo приводится расход более детально, и если пытаться трактовать данные сообразно градации Caterpillar, то вероятно получится примерно так:
Низкий – менее 18,4 л/час
Средний – 21,0-25,0 л/час
Высокий – 28.3-34.6 л/час
Тут разница просто колоссальная: в легком режиме экономия от 2 до 6 л/час, в тяжелом - от 15 до 17 л/час.
Если учесть, что у Caterpillar уже выпущена новая модификация модели - 330D2, у которой заявлено 11% увеличение эффективности, то даже в этом случае топливная экономичность SH330LC-5 существенно превышает показатели обновленного Caterpillar.
Впрочем, хотелось бы наши, чисто умозрительные рассуждения, проверить на практике. Возможно когда-нибудь это и удастся.