Анализ опасностей при работе со строительной техникой и пути их предупреждения

От редактора: Люди – есть люди. Японцы, американцы, немцы, русские... – все устроены одинаково и совершают одни и те же ошибки. Отличают нас нюансы, они же и определяют почему мы русские, японцы и прочие. Однако в строительстве эти нюансы малосущественны, а уж в деле техники безопасности – тем более. Хотя и тут есть свои нюансы. ))
Предлагаем вашему вниманию статью неизвестного нам японского эксперта по ТБ в строительстве.



В Японии и не только...
В строительстве из-за несчастных случаев ежегодно погибает от 300 до 400 человек.
Строительная отрасль составляет около 8–9% ВВП от всей японской промышленности, но когда дело доходит до несчастных случаев со смертельным исходом, то на неё приходится около 30% таких происшествий.

В частности одной из первых причин гибели людей в строительстве являются работы, связанные со строительной техникой.

Каждая компания прилагает усилия к обеспечению техники безопасности работ, но при анализе деталей аварии практически всегда появляются так называемые «слепые пятна», анализу которых и посвящается данная статья.

 

 


6 «СЛЕПЫХ ЗОН» ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

С ТЯЖЕЛОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ

 

 

1. Наибольшая смертность при строительных работах

отмечается не тогда, когда тяжелая техника работает,

а когда она передвигается

 

  • Тяжелая строительная техника чаще является причиной несчастных случаев со смертельным исходом, когда она не работает напрямую, а, к примеру, просто передвигается по площадке или обслуживается. Копание, погрузка, планировочные работы – гораздо более безопасны.
  • Экскаватор более опасен при движении задним ходом, чем при повороте.
  • Некоторые работы, считающиеся безопасными, на самом деле сопряжены с высоким риском.

 

За последние 50 лет количество несчастных случаев на производстве в строительной отрасли Японии снизилось более чем на 80%. Тем не менее, строительная отрасль по-прежнему является отраслью с большим количеством несчастных случаев, и, по данным за 2012 год, их число составляет 20,1%, а количество погибших – 33,6% от несчастных случаев во всей промышленности Японии. При работе со строительной техникой особенно часто случаются несчастные случаи со смертельным исходом.

По данным с 2004 по 2006 год, 67 человек погибли во время движения тяжелой техники (включая транспортные работы, связанные с грузовиками), что является причиной номер один в статистике несчастных случаях со смертельным исходом. Погрузка и разгрузка кранами, экскаваторами-погрузчиками и т.д. (48 человек, 3 место), бурение (36 человек, 4 место), укладка асфальта (26 человек, 6 место), планировочные работы, насыпи (24 человека, 8 место). 23 человека (9 место) погибли при видео- и фотосъёмке, 11 человек (16 место) – при осмотре и обслуживании тяжелой техники.

Конечно, на большинстве строительных площадок происходит много аварий, связанных с экскаваторами, но статистические данные по погибшим в результате эксплуатации таких машин показывают удивительную структуру. При работах с грунтом 35 человек получили удар в спину, что значительно превышает число получивших удар сбоку (17 человек, 2-е место) и т.д. При погрузочно-разгрузочных работах 1-е место – 20 человек из-за наклонов и падений груза, 2-е место – 13 человек из-за поворотов (все данные с 2001 по 2006 гг.).


 

2. Экскаватор опасен не только при поворотах

и движении задним ходом,

но также и при движении вперёд

 

  • Сзади и сбоку экскаватора у оператора есть много «слепых зон».
  • Уверенность в полной безопасности приводит к аварии.
  • Работа нескольких тяжелых машин вблизи друг друга, а также в узком пространстве – опасны.

 

Характер современных строительных работ вынуждает рабочих находиться в зоне действия тяжелой строительной техники. Опасность может подстерегать не только сзади, но с боков и спереди, где имеются слепые зоны для оператора. Но дело не только в слепых зонах, есть ещё насыпи и склоны, при работе на которых операторы часто передвигают экскаваторы с поднятой «рукой». При этом центр тяжести экскаватора смещается вверх и вбок, и грань равновесия, за которой может произойти падение, становится малоощутимой.

  

  

  

  

  

 

  

 

  

 


 

3. Простое ограждение зоны работ тяжелой

строительной техники снижает уровень

опасности недостаточно

 

  • Ограждение зоны только указывает на источник опасности.
  • Люди, сокращая дорогу, способны легко проникать в опасную зону, объясняя себе: «Ну я тут пройду на минутку, я осторожно...».
  • Помимо ограждения, возле запретной зоны необходимо ставить наблюдателя с полномочиями «никого из посторонних не впускать».

 

4. Человеческое внимание имеет предел.

Нужно иметь это в виду

 

  • К несчастным случаям на производстве как правило приводят человеческие ошибки, так называемый «человеческий фактор».
  • Чем больше вы концентрируетесь на своей работе, тем меньше внимания уделяете безопасности.
  • Люди, занимающиеся ручной трамбовкой, обычно плохо слышат предупреждающий сигнал катка.

 

«Человеческий фактор» является основной причиной несчастных случаев на производстве. Человеческие ошибки порождаются множеством причин, пренебрежение опасностью и торопливость являются одними из них. Существует 12 других причин (незнание, неопытность, невнимательность, отсутствие обратной связи, коллективная ошибка, проблема публичного поведения, паника, иллюзия, снижение умственных и физических функций у пожилых людей, усталость, снижение внимательности из-за монотонной работы и т.д.). Можно утверждать, что меры, направленные на компенсацию этих причин являются ключом к предотвращению несчастных случаев.

Однако реальность такова, что несчастные случаи из-за неосторожности не исчезают, сколько бы ни предупреждали. Причина в том, что когда мы фокусируемся на чем-то одном, мы становимся небрежными по отношению к другим вещам.
Например: часто при работе по укладке дорожного полотна уплотнение гравийного покрытия производится с помощью ручных трамбовок и катков. Поначалу звук у трамбовки глухой, но чем грунт плотнее, тем звук звонче, и работник просто может не услышать предупреждающий сигнал катка. Нам, человекам, свойственно, что мы слышим, а точнее обращаем внимание, только на то, что хотим услышать.

Или возьмем коллективный фактор. В период аврала весь коллектив ориентирован только на выполнение то, чтобы догнать график работ, в ущерб безопасности. И как бы вы лично не хотели поступать иначе, вы не сможете бороться с коллективными настроениями. Ну или вам придется искать другую работу.
Человеческие ошибки неизбежны. Если что и сможет от них избавить, так только полная роботизация строительного процесса, до чего пока очень далеко.


 

5. Даже если вы оснастили машины

устройствами безопасности, они бессмысленны,

если не работают.

 

  • При погрузочно-разгрузочных работах с помощью экскаватора с функцией крана достаточно распространено следующее нарушение – чтобы не снижать скорость поворота машины её не переключают в режим крана, тем самым ускоряя работу, но и делая её значительно более опасной
  • Часто оператор не обращает внимания на реальную опасность, успокаивая себя верой в то, что «Всё в порядке».
  • Важнейшей мерой повышения безопасности является применение быстро развивающихся технических средств.

 

Если нельзя отказаться от опасной работы или видоизменить её, наиболее эффективными мерами повышения безопасности являются разнообразные технические решения. Технологии постоянно совершенствуются, и среди экскаваторов появились модели, способные радикально повысить безопасность работ. Такова например система защиты оператора EOPS (Excavator’s Operator Protective Structure), которая позволяет уменьшить риск ущерба в случае опрокидывания или система FVM (Field View Monitor) «полевой монитор» на экскаваторах Sumitomo, позволяющая контролировать рабочее пространство вокруг машины и в случае попадания в него постороннего человека, останавливающая экскаватор.

Однако полностью избавить нас от несчастных случаев ни одна система пока не способна, человеческий фактор тут играет первую скрипку.

  

 

 

  

 


 

6. Выполнение плана строительства,

объёмы работ – всегда на первом месте,

а безопасность, увы, – на втором.

 

  • Компании пытаются соблюсти сроки строительства за счет несоблюдения мер безопасности.
  • Руководителям на местах важно верить в то, что «безопасность и строительство – это одно целое». Тогда и у рабочих появится стремление соблюдать правила.

 

Как-то мне довелось разбирать 6 случаев со смертельным исходом за 2 месяца на объекте одного подрядчика, где трудились 42 компании-субподрядчика. И везде я слышал от руководства одно и то же: «Мне не повезло», «Это – случайность», «Если бы рабочие уделяли больше внимания»..
6 смертей на объекте – одного сбивает попятившийся экскаватор, двое других падают с обрыва... и всё это считается случайностью!

Особенностью японского менталитета является то, что японцы имеют свойство стремиться к своим целям. К лучшим или к худшим – не важно. Но эти цели должны быть. К появившейся цели японец начинает лететь на первых порах без оглядки, игнорируя все тормозящие факторы. Вот тут-то и подстерегает опасность. Поэтому необходимо, чтобы руководство компаний с самого начала работы на объекте должно ориентировать своих сотрудников на соблюдение всех норм безопасности. Если эта установка будет дана сразу при постановке задачи, а также проведен на начальном этапе контроль исполнения, уровень безопасности на объекте будет высоким.

 

   

  

  

  

 

 

Все иллюстрации предоставлены
Ассоциацией технологий безопасности строительных грузов
© 1999 SACL

Просмотров: 57
PDF каталоги
FAQ
Заказать звонок