В сущности всё случилось год назад – ещё на СТТ-22 стало ясно, что западные производители строительной техники из России ушли. Чуть позже, сильно поскрипев, ушли и японские, деваться им тоже было некуда. Корейские, несмотря ни на что, остались, как и турецкие. Ну а наших, российских, кот наплакал. Но если СТТ-22 была просто выставкой без западных брендов с не верившими своему счастью китайцами, раскинувшимися на все площади, которые занимали ранее конкуренты, то к СТТ-23 китайский бизнес понял, что конкурировать у нас им придётся только между собой. И, не смотря на коронавирусные запреты, отлично подготовился захватывать российский рынок окончательно. Такого ведь даже во сне ранее трудно было пожелать – чтобы основные конкуренты взяли и ушли. Сами ушли!
И вот СТТ-23 практически полностью занят китайскими компаниями и их дилерами.
Заинтересовавшись китайскими производителями экскаваторов и пр., мы примерно полгода мониторили китайский интернет, желая понять как там реально обстоят дела.
Внутренних производящих брендов в Китае оказалось куда больше, чем мы слышали даже краем уха. Их десятки, если не под сотню, а может и более.
Производство экскаваторов в Китае – дело, видимо, сейчас выгодное и потому распространённое, кто их там только не производит… В сущности для этого много и не надо – арендовать некоторое количество территорий и цехов, договориться о поставке комплектующих, и вари себе корпуса. А комплектующих – всех этих двигателей, гидравлики и электрики там полно на любой вкус – и своих, китайских, и японских, немецких, корейских и американских… Вот прямо выбирай ценовой диапазон, в котором желаешь производить и продавать, и выпускай желтых, красных и зеленых ))). Благо как это делать, в Китае освоено, что называется, на потоке, этим студенты в университетах занимаются на курсовых проектах. Вот и собирают, практически в гараже, наряду с соседним производством лапши. Исключение составляют мощные, крупные производители, там всё технологично и серьезно. Особенно специализированные производства, заточенные только на один вид продукции и производящие её несколько десятков лет.
Чуть позже, поездив по Китаю, мы заметили, что там много зависит от региона – в южном Китае один набор брендов, в северном - другой. Это касается не только экскаваторов, но и легковых и грузовых машин. Хотя основные марки попадаются везде, но не только китайские – много западных. Среди них и Volvo, и Sumitomo, и Komatsu с Caterpiller... Просто в Китае есть заводы всех основных мировых брендов, производящие технику именно для внутреннего китайского рынка, который просто огромен.
В общем на СТТ-23 приехали практически все крупные игроки китайского рынка строительной техники (SANY, LiuGong, Shantui…), а также скорее средние (Lonking, Sunward) и даже средне-малые и новые, так их назовём, которые образовались относительно недавно. Приехали и крупные производители, широко известные у себя и за рубежом, но до нынешних времен особо не смотревшие в сторону российского рынка (Xinyuan, Lishide).
Судя по выставке, конкуренция только выросла.
Судя по выставке, конкуренция только выросла.
Но вот, предположим, что всё возвернется на круги своя, западным брендам снова разрешат появиться на нашем рынке. Что будет тогда?
Скорее всего все эти Volvo и Cat, JCB и Hitachi окажутся у разбитого корыта, их просто не станут покупать. Да, найдутся какие-нибудь снобы, которые будут держать пальцы веером и утверждать, что их дорогая техника лучше китайской. Но основная масса эксплуатационников разберется, что за цену в полтора раза дешевле китайская техника хуже может где-то процентов на 10. Мало того, китайские производители оперативно реагируют на запросы по внесению изменений: нужно тебе облегчить доступ к какому-то узлу – не вопрос, поставить другие прокладки – не проблема, следующую партию ты получишь уже с нужными усовершенствованиями. А с основными агрегатами ещё проще - гидравлика в машинах в основном та же, что и у западных марок – японская, немецкая, американская, корейская; моторы – американские, японские, немецкие. Да и гидравлика китайская очень даже на уровне, вполне заменяет ту же японскую.
И зачем платить европейцам и японцам больше? Кстати, и современным экологическим требованиям китайские машины вполне соответствуют.
Китайский технический персонал компании Lishide разбирает запросы на коррекцию конструкции машины
А если произойдет окончательный технологический разрыв Запада и Востока, и Запад перестанет поставлять китайским компаниям комплектующие, то для Востока и для нас, покупателей китайской техники, не произойдет ничего критического – практически все аналоги западным узлам и комплектующим производятся в Китае вполне автономно. А на «условном Западе» и прежде всего в Японии разорятся сотни предприятий, живущих именно крупными поставками своей продукции в Китай.
В общем для строительства в России ничего принципиально не изменилось, разве что выбор стал больше, а цена техники - дешевле. Одно плохо – плечо доставки сильно выросло, что влияет, конечно же, на стоимость.
Ниже предлагаем фоторепортаж с выставки СТТ-23.